Особенности правового регулирования труда медицинских работников. Научная организация труда (нот) в работе медицинской сестры Рациональная организация труда в медицинской организации

Для улучшения организации ухода за больными в больницах введены должности главных сестер больниц и старших сестер отделений.

Старшая сестра является непосредственным помощником заведующего отделением. Это наиболее квалифицированный средний медицинский работник, имеющий длительный стаж работы. Старшая сестра должна быть организатором лечебной и хозяйственной работы отделения и отвечает перед заведующим отделением и главным врачом больницы за санитарное состояние отделения и за выполнение установленного режима для больных и для персонала.

Все хозяйственные функции под руководством старшей сестры отде­ления несут сестра-хозяйка, буфетчица, санитарки, уборщицы.

Работа медицинских сестер состоит из ряда элементов: выполнения врачебных назначений, санитарно-гигиенического обслуживания, питания больных, наблюдения за состоянием больных, связи с вспомогательными отделениями. Почти все рабочее время медицинской сестры затрачивается на выполнение врачебных назначений.

Нормы нагрузки на одну сестру - 20 больных в терапевтическом, не­врологическом, онкологическом, ортопедическом, урологическом, стомато­логическом и ревматологическом отделениях днем и 30 больных ночью.

Стационарное пребывание больных в больнице обусловливает необ­ходимость обеспечивать круглосуточное дежурство медицинского персонала.

График работы больничного персонала должен обеспечить, с одной стороны, возможно большую непрерывность в наблюдении за больными

одной и той же сестрой, с другой - повышение качества ухода за боль­ными. Существующие формы сменности работы персонала сводятся в основном к трем группам: односменные (суточные) дежурства, двухсменные и трехсменные.

График работ с суточным дежурством не может быть удовлетвори­тельным в связи с тем, что при нем палатная сестра работает в отделении один раз в 5 дней и не знает своих больных. Это ведет к тому, что, наблюдая за динамикой заболевания несистематически, она не может обеспечить надлежащий уход за больным. Качество работы медицинской сестры, несущей дежурство в течение 24 часов, безусловно не может быть высоким.

При двухсменном графике работы сестра дежурит по 12 часов днем и ночью, имея один выходной день после дневного и 2 выходных дня после ночного дежурства. При этом сестра днем, т. е. во время наиболее ответственной работы по уходу за больными, бывает в отделении один раз в 5 дней. Это также не отвечает требованиям непрерывного наблюдения. В некоторых больницах существует трехсменная система дежурств, при которой внутреннюю и дневную смены работают одни и те же, а ночью работают другие сестры.

Такой график работы сестер, при котором имеется постоянная «под-дежурная» сестра, работающая в утренние часы, а остальные сестры ра­ботают по 12-часовому графику, проводится в большинстве больниц, и он особенно рекомендуется там, где нет специально выделенной процедурной медицинской сестры. Этот график удобен как для работы отделений, так и для самих сестер.

Одним из методов повышения качества медицинского обслуживания больных в отделениях больниц является организация двухстепенного обслуживания больных в стационаре. В отделениях больниц существуют две системы обслуживания больных. Одна из них носит название трехстепенной. По этой системе в непосредственном обслуживании больных принимают участие три группы персонала: врач, палатная сестра и санитарка. Вторая система обслуживания носит название двухстепенной. В этом случае в обслуживании больных принимают участие только две группы персонала: врач и палатная сестра.

Трехстепенное обслуживание наиболее широко применяется в боль­ницах и имеет своим преимуществом то, что так называемые грязные ра­боты выполняет не дежурная сестра, а дежурная санитарка. Эта система требует обязательного наличия в отделении персонала, обеспечивающего питание больных.

Основной задачей двухстепенной системы обслуживания больных является приближение наиболее квалифицированной помощи к больному путем передачи ухода за ним только палатной сестре. Это достигается путем перераспределения бюджета рабочего времени и обязанностей между средним и младшим медицинским персоналом.

Перестройка обслуживания больных по двухстепенной системе не требует ни увеличения численности штата, ни дополнительных ассигнований. При двухстепенной системе ухода за больными в палатах больниц обслуживание больного и забота о нем возлагаются целиком на сестру, а санитарка выполняет только функции уборщицы.

Работа стационара в условиях пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями. В некоторых городах (Пермь, Запорожье, Кемерово, Иваново и др.) непрерывно действующие медицинские учреждения (стационары больниц, родильные дома, диспансеры, станции и отделения скорой и неотложной медицинской помощи, травматологические пункты, молочные кухни и здравпункты), медицинские учреждения, обслуживающие рабочих и служащих непрерывно действующих предприятий, не переводились на пятидневную рабочую неделю. Другие учреждения здравоохранения, как правило, были переведены на новый режим работы.

При введении двух выходных дней в неделю необходимо обратить особое внимание на усиление подразделений, оказывающих скорую и не­отложную медицинскую помощь, как в стационарах, так и в поликлиниках. При малой обращаемости оказание амбулаторно-поликлинической помощи можно возложить на врачей стационаров, работающих в выходные дни.

В стационарах необходимо предусматривать работу в один из выходных дней приемного отделения, клинической лаборатории, физиотерапев­тического кабинета, кабинета лечебной физкультуры в объемах, обеспе­чивающих прием и выписку больных из стационара и отпуск больным всех назначенных процедур.

В стационарах, на которые возложено оказание экстренной медицинской помощи, нецелесообразно предусматривать работу в выходной день рентгенодиагностических кабинетов, кабинета функциональной диагностики и электрокардиографии и других вспомогательных служб, непосредственно не связанных с приемом - выпиской больных и отпуском процедур. В стационарах, выполняющих функции по оказанию экстренной медицинской помощи, работа указанных кабинетов во второй выходной день предусматривается в необходимых объемах.

Режим работы отдельных структурных подразделений в стационарах в выходной день должен быть построен таким образом, чтобы в этот день остающийся персонал мог проводить прием плановых и экстренных больных и выписку больных из стационара.

Выполнение этих требований невозможно без проведения мероприятий по улучшению организации труда медицинского персонала, повышения его квалификации, без широкого внедрения передового опыта и достижений науки в практику. Важнейшим требованием является также необходимость соблюдения и совершенствования охраны труда и техники безопасности работников.

При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями уста­навливается суммированный учет рабочего времени по всем категориям работников как с нормальным, так и с сокращенным в связи с вредными, опасными и особыми условиями труда рабочим днем.

Учетный период устанавливается в зависимости от режима работы учреждения и календаря выходных дней.

Наиболее приемлемым является месячный учет рабочего времени. Допускаются и другие учетные периоды. Например, если в учреждении установлен режим работы, при котором каждую восьмую неделю устанав­ливается один выходной день, то учетным периодом могут быть два ка­лендарных месяца.

При расчете рабочего времени исходят из количества рабочих дней в учетном периоде и длительности рабочего дня, установленного при шестидневной рабочей неделе. Длительность рабочего дня при пятидневной рабочей неделе, исходя из длительности рабочего времени при 6-дневной рабочей неделе, может быть следующей (табл. 4).

Длительность рабочего времени в отдельные дни определяется в гра­фиках каждого работника в зависимости от производственных условий. Работа при пятидневной рабочей неделе должна производиться по гра­фикам, утвержденным администрацией учреждения по согласованию с местным комитетом профсоюза. График работы должен составляться по каждой должности, независимо от того, занята ли она постоянным работ­ником или совместителем. Графики, как правило, должны быть составлены на весь учетный период и доведены до сведения каждого работника не позднее чем за 2 недели до введения их в действие.

Работу врачей и среднего медицинского персонала в выходные дни следует чередовать с тем, чтобы каждый работник работал в эти дни один раз в учетный период.

В больницах, с поликлиниками, диспансерах и других учреждениях, имеющих как амбулаторно-поликлинические, так и стационарные подразделения, врачи, состоящие в штате амбулаторно-поликлинических под­разделений, должны привлекаться к дежурствам в стационаре.

В стационарах старшим медицинским сестрам, сестрам-хозяйкам, работникам аптек, персоналу вспомогательных кабинетов и другим работникам, непосредственно не связанным с непрерывной круглосуточной работой стационара, предоставляются два дня отдыха подряд. Например, в субботу - воскресенье, воскресенье - понедельник.

РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ Фактическая продолжительность ра-

Продолжительность смены - бочей недели 41ч.

8 ч. 12 мин. Продолжительность непрерывного

еженедельного отдыха - 63 ч. 48 мин.

Число смен - 1 (2)

Среднемесячное число рабочих дней Продолжительность * *

ежедневного отдыха-15 ч. 48 - 21,2

Число дней еженедельного отдыха в мин rt

среднем за месяц - 8,7

Дни месяца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15Рабочие часы 8 12 8 12 8 12 8 12 0 0 8 12 8 12 8 12 8 12 8 12 0 0 8 12 0

Условные обозначения: 0-день отдыха, 8.12-продолжительность смены 8ч. 12 мин.

Примечание. Рабочим и служащим, имеющим 36-часовую рабочую неделю, режим пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями на прерывных работах может быть установлен по настоящему графику. При этом продолжительность рабочей смены должна быть на 1 час меньше, т. е. вместо 8 ч. 12 мин. следует установить 7 ч. 12 мин.

РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ Фактическая продолжительность рабочей недели в среднем за неделю -41ч.

Продолжительность смены -8 час

Средняя продолжительность непре-

рывного еженедельного отдыха-61ч.

Число смен - 1 (2) г

Среднемесячное число рабочих дней 21 7

Продолжительность

ежедневного отдыха - 16 ч.

Число дней еженедельного отдыха в

среднем за месяц - 8,1

Условные обозначения: 0- день отдыха, 8 – продолжительность смены (8 ч.).

Примечание. Оплата за дополнительные дни работы (каждую восьмую субботу) производится на общих основаниях.

График №3

Расчетные данные: Количество смен – 3, количество бригад – 3, продолжительность утренних и вечерних смен -8 ч., продолжительность ночной смены -7 ч., продолжительность ежедневного отдыха -16-17 ч., фактическая продолжительность рабочей недели – 41 ч., средняя продолжительность еженедельного отдыха – 56 ч., среднемесячное число рабочих дней – 22,5, число дней еженедельного отдыха в среднем за месяц – 7,2.

Условные обозначения: у, в, н – утренняя, вечерняя и ночная смены; о – день отдыха.

Примечание: При применении настоящего графика для работников, имеющих 36-часовую рабочую неделю, продолжительность утренней и вечерней смены составит 7 ч., ночной смены – 6 ч. 30 мин., смены перед выходом днем – 6 ч.

Для обеспечения нормальной работы по приему и выписке больных необходимо производить предварительную подготовку всех документов и больных, подлежащих выписке в выходной день. За счет резерва рабочего времени, образующегося у врачей стационара, предусматривается увеличение количества дежурств по каждой должности.

Организация питания больных.

Существует две системы организации пищевых блоков: централизо­ванная и децентрализованная.

При централизованной системе имеется центральная больничная кухня, откуда готовая пища доставляется в буфетные при больничных отделениях в групповой транспортной посуде.

Децентрализованная система основана на принципе отпуска готовых блюд больным непосредственно из кухни в индивидуальной посуде.

При централизованной системе в пищевой блок входят: а) кухня-заготовочная с помещениями для складов в одном из больничных корпусов с полным технологическим процессом для обеспечения больных данного корпуса и отпуском полуфабрикатов и сырых продуктов в кухни-доготовочные остальных корпусов (отпуск готовой пищи в буфетные данного корпуса производят в индивидуальной посуде из кухни -павильонные типы больниц);

б) кухня с полным технологическим процессом в здании больницы; при этом отпуск готовой пищи из кухни в буфетные, расположенные в том же здании, производят в индивидуальной посуде (однокорпусные больницы).

Во время завтрака и обеда, между обедом и ужином организуется выдача больным витаминных напитков.

Больничной кухней заведует диетсестра, работающая под руководством врача. Она отвечает за соблюдение санитарно-гигиенического и тех­нологического процесса на кухне, за правильный отпуск пищи из кухни, организует раздачу пищи в буфетных.

Непосредственное приготовление пищи проводится под руководством старшего повара-бригадира, работающего, как и остальной производст­венный персонал кухни, под руководством диетсестры. В больницах, где нет диетсестер, организация питания больных возлагается на старшую медицинскую сестру.

Составили: доцент Окунева ГЮ

Зав. методкабинетом Югай В.В.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА в здравоохранении - совершенствование форм и методов организации труда медицинских работников на основе достижений науки, техники и передового опыта, направленное на разработку и внедрение в практику научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему повышению эффективности и улучшению качества работы.

Научная организация труда (НОТ) в здравоохранении - научное направление прикладного характера, интегрированное на базе многих научных дисциплин: экономики, статистики, эргономики (см. Труд), эстетики (см. Эстетика производственная), гигиены, физиологии и психологии труда, юридических и технических наук.

Под НОТ в здравоохранении обычно понимают непрерывное улучшение организационных форм использования труда человека в рамках отдельно взятого мед. коллектива, однако при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всей системы социалистического здравоохранения. НОТ в здравоохранении, с одной стороны, способствует интенсификации, росту эффективности и качества труда медиков, а с другой - содействует улучшению условий и содержательности труда, более полному развитию духовных интересов медработников, повышению степени их удовлетворенности своим трудом, превращению труда в первую жизненную потребность.

Задачи, решаемые при внедрении НОТ в здравоохранение, можно условно разделить на три группы: экономические - направленные на повышение производительности труда медработников за счет внедрения современных достижений науки и техники, лучшей организации их труда, на поиск резервов и повышение эффективности в использовании трудовых и материальных ресурсов, на совершенствование структуры и функций органов и учреждений здравоохранения в целях постоянного роста качества и культуры оказания медпомощи, на улучшение народного здравоохранения; психофизиологические - направленные на создание наиболее благоприятных условий функционирования трудовых коллективов, улучшение условии и режима труда; социальные - заключающиеся в обеспечении условий для всестороннего и гармоничного развития личности медработников, повышения содержательности и привлекательности их труда, наиболее полного и целесообразного применения знаний и квалификации каждого специалиста.

Коммунистическая партия и Советское правительство на всех этапах развития страны уделяли большое внимание воспросам совершенствования организации труда во всех отраслях народного хозяйства. Первые работы по научной организации труда в сфере здравоохранения относятся к 20-м гг. 20 в. и связаны с развернувшимся в стране по инициативе В. И. Ленина массовым движением за совершенствование организации труда на научной основе. Исследования по рационализации труда медработников, проводившиеся под руководством наркома здравоохранения Н. А. Семашко, были основаны на научном анализе затрат рабочего времени ряда категорий медперсонала (врачей, медсестер, фельдшеров, лаборантов), на исследовании факторов, влияющих на утомляемость работников.

В 30-50-е гг. были изучены вопросы организации труда в отдельных звеньях леч.-проф, учреждений (регулирование регистратурой поликлиники потока больных, работа приемно-диагностических отделений в стационарах и др.). Была проанализирована нагрузка врачей на поликлиническом приеме, изучена структура обращаемости населения за медпомощью.

Проведение научных исследований и практическая работа по НОТ в здравоохранении значительно активизировались после издания в 1966 г. приказа министра здравоохранения СССР «Об улучшении работы в области научной организации труда работников учреждений здравоохранения», в соответствии с к-рым в союзных республиках начали создаваться научно-методические центры НОТ, а в органах и учреждениях здравоохранения-советы и группы НОТ.

Большое внимание вопросам НОТ было уделено на XXIV и XXV съездах КПСС. В резолюциях съездов отмечается особая важность всемерного внедрения НОТ в практику. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, говоря о повышении эффективности общественного производства, подчеркивает: «Для всего этого необходимы дисциплина, инициатива, широкое использование достижений науки и техники, внедрение научной организации труда, совершенствование управления нашей экономикой и всем народным хозяйством» (Л. И. Брежнев, «Ленинским курсом», т. 5, с. 177).

Решения партии и правительства явились мощным стимулом для развертывания целенаправленных организационных мер по комплексному внедрению НОТ. К ним прежде всего относятся создание в ряде союзных республик специализированных служб НОТ, централизация материально-технического обеспечения мероприятий НОТ, введение планирования и отчетности по НОТ.

НОТ в здравоохранении базируется на общих теоретических и методологических положениях науки об организации труда. Направления НОТ в значительной мере универсальны, они определяют общие пути совершенствования организации труда независимо от отрасли. Вместе с тем основные направления НОТ в здравоохранении обладают рядом специфических черт, вытекающих из особенностей здравоохранения как социальной системы, а также из своеобразия мед. труда и его места в системе народного хозяйства.

Методический арсенал НОТ направлен на изучение трудовых процессов и условий их осуществления в различных звеньях службы здравоохранения и включает: методы изучения использования рабочего времени, организации трудовых процессов и рабочих мест; методы исследования работоспособности и психофизиологических и социально-психологических факторов трудовой деятельности.

Большое значение в научном обосновании рекомендаций НОТ имеют методы изучения затрат рабочего времени, включающие хронометраж, фотографию рабочего дня, фотохронометраж, метод моментных наблюдений и др. Напр., методом хронометража изучают затраты времени на такие отдельные многократно повторяющиеся элементы работы, как, напр., опрос больного, его обследование, ведение записей в мед. документах и т. п.; методом фотографии рабочего дня определяется структура затрат рабочего времени за рабочий день или часть его, выявляются потери времени; методом моментных наблюдений регистрируется частота повторения тех или иных элементов работы за определенный период времени и т. д.

Обеспечение максимальной производительности труда и эффективного использования рабочего времени во многом зависит от совершенствования форм разделения н кооперации труда, как ведущего направления НОТ в здравоохранении. Совершенствование организационно-функциональной структуры учреждений здравоохранения на основе перераспределения трудовых функций, создание новых подразделений в структуре мед. учреждений связано с постоянным улучшением методов диагностики и лечения, оснащением леч.-проф, учреждений новой мед. аппаратурой. Это направление решается также на основе разработки и использования систематически обновляемых должностных инструкций. В должностных инструкциях закрепляется круг функциональных обязанностей, прав и ответственности каждого конкретного работника с учетом его знаний, опыта и характера труда.

Важным направлением является централизация лечебно-диагностических и вспомогательных служб в учреждениях здравоохранения. Централизацией охвачены клинико-диагностические лаб. исследования, организация внутри- и внебольничных консультаций, учет диспансерных контингентов, службы мед. снабжения стерильными материалами (перевязочными средствами, шприцами, операционным бельем), медикаментами, мед. газами, а также доставка крови, хозяйственное обслуживание и др.

Так, для централизованного снабжения стерильными материалами в структуре леч.-проф, учреждений создаются центральные стерилизационные отделения, обеспечивающие более высокое качество и надежность стерилизации, а также экономию рабочего времени медсестер.

В крупных многопрофильных б-цах централизуется организация консультаций и консилиумов, что избавляет медперсонал от выполнения организационных функций и вместе с тем позволяет более четко планировать консультативную работу специалистов.

Значительно повышается производительность труда медработников в результате создания систем внутри-учрежденческой оперативной связи, к-рые в сфере здравоохранения принято делить на три группы: административно-управленческой, медико-технологической и диспетчерской связи. К первой группе относятся системы: двусторонней административно-управленческой связи (руководитель - секретарь), радиальной административно-управленческой связи (руководитель - подчиненные), циркулярной связи (для проведения оперативных деловых совещаний руководителя с персоналом). Во вторую группу входят системы поискововызывной сигнализации, дистанционного наблюдения за больными, связи с посетителями. К третьей группе относятся диспетчерские системы для организации внутри- и внебольничных консультаций и управления работой вспомогательных служб.

Технические средства оперативной связи, применяемые в учреждениях здравоохранения, весьма разнообразны и включают средства проводной связи (аппаратура внутриучрежденческой телефонной и громкоговорящей связи, аппаратура сигнализации), средства беспроводной связи (радиосвязь), а также средства аудиовизуальной связи (установки телевидения и видеотелефоны).

Совершенствование документации, учитывая значительные затраты времени медработников на работу с ней, также является одним из наиболее актуальных для органов и учреждений здравоохранения направлений НОТ. Оно заключается в основном в унификации документов - создании типовых форм и текстов, а также в широком использовании различных технических устройств. Напр., на основе типовых тестов разработан ряд форм вкладных листов в индивидуальную карту амбулаторного больного, карту стационарного больного, предназначенных для записи результатов первичного осмотра больного специалистами различного профиля, консультативных осмотров, этапного эпикриза.Применение типовых форм значительно сокращает затраты времени на заполнение документов. В учреждениях здравоохранения типовые тексты применяются, кроме того, в виде типовых бланков направлений на лабораторно-инструментальные исследования, а также унифицированных рецептурных прописей.

Широкое распространение в практике учреждений здравоохранения получил диктофонно-машинописный метод ведения мед. документации, осуществляемый централизованно и децентрализованно. Создание больничных диктофонных центров, освоение этого метода врачами-ординаторами позволяет им заметно экономить рабочее время и использовать его для более глубокого исследования больного.

Эффективность подготовки мед. документации повышает современная копировально-множительная техника - электрографические и термографические копировальные аппараты, а также техника микрофильмирования. Применение микрофильмирования особенно эффективно в больничных архивах, т. к. позволяет во много раз сократить объем хранимой документации, облегчая при этом поиск необходимых данных.

Большое внимание в учреждениях здравоохранения уделяется созданию рациональных систем хранения и поиска документов. Этой цели служат различные конструкции настольных и кабинетных картотек, передвижных стеллажей, механизированное картотечное оборудование.

Улучшение условий труда работников учреждений здравоохранения во многом связано с таким направлением НОТ, как рациональная организация рабочего места, к-рая включает мероприятия по совершенствованию планировки рабочих мест, рационализации их оснащения, созданию гиг. комфорта, эстетизации рабочей среды.

Обязательным условием для обеспечения рациональной организации рабочих мест является соблюдение эргономических требований как в отношении мед. мебели, так и при разработке конструкций изделий мед. техники. Для ряда категорий массовых мед. профессий разработаны типовые схемы оснащения рабочих мест (кабинета участкового врача-терапевта, поста палатной медсестры, рабочего места ассистента аптеки и др.).

Одним из важных направлений НОТ в здравоохранении являются проф. ориентация, проф. отбор молодежи при поступлении в мед. учебные заведения, материальное и моральное стимулирование труда, использование воспитательной силы традиции, совершенствование стиля и методов руководства, а также изучение психологической совместимости работающих в коллективе и умелое перемещение специалистов для обеспечения нормальных взаимоотношений.

Моральное и материальное стимулирование труда имеет важное значение для совершенствования организации деятельности мед. коллектива. Постановлением Совета Министров СССР «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете» (1976) руководителям леч.-проф, учреждений при наличии экономии по фонду заработной платы предоставлено право премировать за достижение хороших результатов и высокое качество медпомощи населению лучших работников в пределах 1,5% от установленного учреждению фонда заработной платы. Большое значение в развитии творческой инициативы трудящихся, в воспитании у них коммунистического отношения к труду приобретает также моральное стимулирование.

Определенное место в деле совершенствования социально-психологических отношений в трудовых коллективах отводится положительным традициям, напр, ежегодной встрече молодых специалистов, чествованию ветеранов труда, торжественным проводам на пенсию и др.

Большое значение в формировании социально-психологической атмосферы в мед. коллективах имеет совершенствование методов управления, овладение организаторами здравоохранения ленинским стилем руководства.

Значительное место отводится нормированию труда, подготовке и повышению квалификации мед. кадров, разработке режимов труда и отдыха медперсонала, предупреждению профзаболеваний и использованию труда в качестве лечебного и профилактического фактора.

Основные направления совершенствования организации труда применимы в учреждениях здравоохранения любого уровня. Однако рекомендации по НОТ в различных отраслях здравоохранения имеют свою специфику. Напр., в учреждениях сан.-эпид. службы, где обобщается большой объем информации, особую актуальность приобретают вопросы упорядочения ведения мед. документации. В этой службе нашли широкое применение унифицированные формы документов (типовые бланки), перфокарты.

Принцип централизации в сан.-эпид. службе реализуется также в форме создания в городах с районным делением межрайонных СЭС. Укрупнение СЭС как в целом, так и за счет применения различных форм централизации, напр, создание на базе крупных городских и районных СЭС межрайонных сан.-гиг. лабораторий, повышает эффективность работы, позволяет в полном объеме использовать лаб. оборудование и аппаратуру, обеспечивает внедрение поточной системы исследований и современных средств механизации.

В аптечных учреждениях среди мероприятий НОТ особую актуальность приобретает внедрение автоматизированных методов определения потребности и организации обеспечения населения лекарственными средствами и мед. изделиями, а также рациональная организация работы аптек и рабочих мест в них (оснащение средствами механизации). С этой целью в аптечной практике широко применяют такие аппараты, как дозаторы, электромеханические мешалки, устройства для фильтрования р-ров, аппараты для смешивания, фасовки и упаковки мазей, суппозиториев, порошков, жидкостей, моечные машины, приспособления для подачи на рабочие места дистиллированной воды и т. д.

Эти устройства способствуют повышению производительности труда аптечных работников, улучшают качество приготовления лекарств.

Совершенствование деятельности органов здравоохранения требует комплексного использования рекомендаций по ряду направлений НОТ. При этом особое значение приобретают мероприятия по совершенствованию документации и документооборота, регламентация трудовых функций на основе должностных инструкций, организация учрежденческой оперативной связи, а также совершенствование методов руководства.

В условиях научно-технической революции важным фактором улучшения деятельности органов и учреждений здравоохранения является использование математических методов (см.) и вычислительной техники (см. Электронная вычислительная машина).

Внедрение автоматизированных систем обработки информации и управления (см. Автоматизированная система управления) позволяет освободить медработников от отнимающей много времени счетной работы, увеличивает обоснованность ответственных управленческих решений, позволяет значительно расширить и повысить качество контроля за исполнительской дисциплиной, поднимает на новую, более высокую ступень культуру труда.

Организация внедрения НОТ в органах и учреждениях здравоохранения регламентирована соответствующими организационно-распорядительными документами М3 СССР. В союзных и автономных республиках, краях и областях создается служба внедрения НОТ при соответствующих высших органах управления здравоохранением той или иной территории.

Организационная система централизованного управления внедрением НОТ в работу органов и учреждений здравоохранения включает четыре группы мероприятий: 1) административно-управленческие мероприятия (текущее и перспективное планирование, поэтапный контроль за ходом работ, сбор и обобщение отчетных данных, материальное и моральное стимулирование); 2) научно-исследовательскую работу (изучение и обобщение передового опыта, разработку и апробацию новых форм организации труда, разработку рекомендаций НОТ, составление прогнозов и перспективных планов, преподавание основ НОТ в системе пред- и последипломной подготовки врачей); 3) организационно-технические мероприятия (материально-техническое обеспечение средствами НОТ, организационно-техническое проектирование и внедрение, обеспечение эксплуатации систем НОТ, опытно-конструкторские работы); 4) консультативно-методическую работу (издание и распространение методической литературы, проведение семинаров и конференций, пропаганда передового опыта, проведение консультаций).

Библиография: Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти, Полн. собр. соч., т. 36, с. 165; Брежнев JI. И. Ленинским курсом, Речи и статьи,т. 5,5-е изд., с. 177, М., 1976; Буренков С. П., Головтеев В. В. и Корчагин В. Социалистическое здравоохранение: задачи, ресурсы, перспективы развития, М., 1979; Канеп В. В., Липовецкая Л. Л. и Лукьянов В.С. Теория и практика научной организации труда в здравоохранении, М., 1977; Канеп В. В. и Липовецкая Л.Л. Научная организация труда в учреждениях здравоохранения, М., 1981; Канеп В. В., Царегородцев Г. И. и Ольшанский Б. Ц. Труд медицинских работников в условиях развитого социалистического общества (Оценка и стимулирование), Рига, 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Мацко Б. М. Основы научной организации труда в больницах и поликлиниках, М., 1969; Петровский Б. В. Задачи советского здравоохранения в реализации решений XXV съезда КПСС, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 6, 1976,

Тюлюш Анжела Мергеновна,магистрант ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г.Кызыл[email protected]

Особенности правового регулирования труда медицинских работников

Аннотация.В даннойстатье исследуются особенности правового регулированиятруда медицинских работников, отличающиеся от общих правил, установленных трудовым законодательством.Ключевые слова:медицинский работник, специальный субъект трудового права, нормирование труда, рабочее время.

Российское трудовое законодательство представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы и является одним из главных факторов сбережения нации.Кризисные явления в экономике и социальной сфере страны существенно отразились на данной отрасли. Среди моментов, отрицательно влияющих на развитие здравоохранения, можно назвать финансирование отрасли по остаточному принципу, когда выделяемые ассигнования в несколько раз ниже необходимых для обеспечения качественной медицинской помощью.Данная ситуация не создает у медицинских работников заинтересованностивулучшениикачествамедицинскойпомощи, чем обосновывается необходимость разработки в здравоохранении новых механизмов правового регулирования труда медицинских работников, направленных на повышение заинтересованности в совершенствовании профессиональных знаний, активизацию творческого потенциала каждого работника, на улучшение качества медицинской помощи населению.Актуальность данной статьиобусловлена не только этими, но и иными проблемами правового регулирования трудовых отношений работников медицинской сферы множественностью нормативных правовых актов, несовершенством их норм, пробелами трудового законодательства в этой части.Целью исследования данной статьиявляетсярассмотрение особенностей правового регулирования труда в сфере медицинской деятельности, и на этой основе разработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства о труде этих работников.Медицинские работники в Российской Федерации составляют отдельную категорию работников, являются специальным субъектом трудового права в силу того, что, с одной стороны, их труд, направленный на сохранение жизни и здоровья людей, очень ответствен, к нему должны допускаться только квалифицированные специалисты, с другой стороны, труд медработника связан с повышенной нервной нагрузкой, психоэмоциональным перенапряжением, что требует установления в законе защитных мер для самих медработников. Особенностямитруда медработников являются направленность на сохранение здоровья и жизни человека; сильное психическое напряжение,вредные и опасные условия труда, высокий риск заражения инфекционными и иными заболеваниями; повышенная юридическая ответственность, ограничение некоторых прав; необходимость соблюдения медработниками врачебной тайны и этики.

Нормативно правовое регулирование труда медицинских работников представлено следующими уровнями: международные нормативные акты, нормы Конституции РФ (ст. 41, 72), нормы Трудового Кодекса РФ, нормы федеральных законов, нормы законов субъектов РФ и иных нормативно правовых актов.Одним из источников системы регулирующей труд медицинских работников, являются подзаконные нормативноправовые акты, которым отводится особое место в системе нормативных правовых актов в сфере здравоохранения. Это Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования и др.Сокращение продолжительности рабочего времени медработников (не более 39 ч. в неделю) детализировано в подзаконном акте Постановлении Правительства РФ от 14:02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». К примеру, до 36 ч. в неделю сокращается рабочее время медперсонала, непосредственно осуществляющего уход за ВИЧинфицированными пациентами, до 33 ч. рабочее время врачейстоматологов, до 30ч. медработников противотуберкулезных диспансеров и т.д. Время работы медперсонала, работающего с гаммапрепаратами, 24 ч. в неделю.В части 2 ст. 350 ТК РФ предусмотрена возможность увеличения часов работы по совместительству для медработников в сельской местности. Данное положение раскрыто в Постановлении Правительства РФ от 12:11.2002 № 813, согласно которому данные работники могут работать по совместительству не половину нормы рабочего времени, как все работники, а целую норму.Части 4 7 ст. 350 ТК РФ регулируют порядок дежурств медработников на дому; согласно нормам ТК РФ дежурство на дому:1) устанавливается с согласия медработника;2) предусматривает готовность работника быть вызванным на работу;3) засчитывается в рабочее время: 1 ч. дежурства за 0,5 ч. рабочего времени;4) не может увеличивать норму рабочего времени для медработников.Согласно изданному в соответствии с п. 7 ст. 350 ТК РФ Положению об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 02:04.2014 №148н, для таких медработников:предусмотрен суммированный учет рабочего времени;утверждается график работы с указанием времени начала и окончания дежурства на дому (с учетом мнения представительного органа работников);засчитываются в полном объеме (час за час) в рабочее время при вызове на работу в период дежурства время в дороге и время оказания медпомощи.Помимо ТК РФ специфика правового регулирования труда медработников отражена в Федеральномзаконе от 21:11.2011 №323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(далее ФЗ об охране здоровья), в котором дано определение термина «медицинский работник», очерчен круг лиц, обладающих правом на осуществление медицинской деятельности, указаны специальные права и обязанности медработников и т.д.Регулирование трудовой деятельности медицинских работников определяется, в частности, системой здравоохранения, в рамках которой медицинский работник осуществляет свои трудовые функции. Различают государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности.Специфика трудовой деятельности медработников состоит в том, что объектом их труда являются жизнь и здоровье человека. Это возлагает на работников огромную ответственность за результаты труда, требует больших психологических затрат; и, как следствие, труд медицинских работников связан с нервным переутомлением.К специфике трудовой деятельности медработников можно отнести также условия труда. По роду своей деятельности медицинский персонал может находиться в условиях, вредных для здоровья (например, непосредственный контакт систочниками инфекций, ионизирующих излучений, работа на рентгеновских аппаратах). В некоторых ситуациях медработникам приходится выполнять работы, опасные для жизни.Для заключения трудового договора о работе в качестве медицинского работника кандидату необходимо обладать специальной трудовой правоспособностью.В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 54871(в действ. ред. от 24.07.2007 № 214ФЗ)право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.В период обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения врачи имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения также под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.Лица, не имеющие законченного высшего медицинского образования, могут быть допущены к занятию медицинской деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, допускаются к практической медицинской деятельности только после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.Лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, подлежат уголовной ответственности.Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с ихсогласия может устанавливаться дежурство на дому.Дежурство на дому пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинскойорганизации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области здравоохранения.К проблемам в сфере труда медработников, требующим более совершенного правового регулирования, необходимо отнести следующие:1.Отсутствие четкого определения в законе круга лиц, относящихся к категории медработников. Разделение работников, осуществляющих собственно медицинскую деятельность, и иных лиц, участвующих в мероприятиях по оказанию медицинской помощи, возможно через выделение более общего субъекта категории «работников здравоохранения»и приведение Номенклатуры должностей медработников в соответствие с нормами ФЗ об охране здоровья.2.Необходимость утверждения на федеральном уровне единых нормативов по объему работы стандартов нагрузки по каждой медицинской специальности. В настоящее время нормирование труда производится работодателем, зависит от регионального законодательства и муниципального задания. Это приводит к значительному превышению рекомендательных норм по нагрузке медработников, установленных в порядках оказания медицинской помощи, к примеру в Порядке оказания педиатрической помощи.3.Несоблюдение напрактике сокращенных норм рабочего времени медработников, что влияет на качество медпомощи, повышая риск причинения вреда здоровью пациентов. Медработники нередко вынуждены соглашаться на дополнительное рабочее время по причине низкой оплаты труда в бюджетных организациях, а работодатель в этом заинтересован изза недостатка в кадрах. Такая работа часто оформляется договором о работе по совместительству и оплачивается в однократном размере как работа, выполняемая по инициативе работника. Только если работник согласился работать дополнительно, но отдельный договор не был заключен, работа оплачивается как сверхурочная. В любом случае допущение в отношении медработников труда с превышением норм, даже если условия труда являются вредными и опасными, предусмотренное Постановлением Минтруда РФ от 30:06.2003 N 41 и подтверждаемое судебной практикой, является, по сути, нарушением принципа трудового права, закрепленного в абз. 5 ч. 1 ст. 2 ТК РФ, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени. Тем более такое допущение противоречит общей норме ст. 282 ТК РФ, не допускающей работу по совместительству там, где она связана с вредными, опасными условиями труда, если основная работа связана с этими условиями.4.Необходимость установления обязательных стандартов оплаты труда через формирование тарифов на медуслуги и определение доли зарплаты в тарифе. Наличие проблемы подтверждается изданием Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений от 24:12.2014, раздел X которых посвящен организациям здравоохранения, но это лишь рекомендации.В целях урегулирования указанных проблем оптимальным будет закрепление всех необходимых правовых норм о регулировании труда медработников в одном акте ТК РФ.Этому мешает специфика труда медработников, требующая комплексного законодательного регулирования (с одной стороны ТК РФ, с его общими нормами, распространяющимися и на медработников, с другой ФЗ об охране здоровья, с третьей детализация норм в многочисленных подзаконных актах). Но та же специфика труда педагогов, подпадающих под регулирование Закона об образовании, или работников транспорта с их уставами о дисциплине не мешает наличию отдельных глав в ТК РФ. Присутствие специальных норм в ТК РФ это серьезная гарантия прав медработников в силу особого статуса ТК РФ. Должен действовать принцип: все, что можно поместить в ТК РФ, необходимо сгруппировать в отдельной главе, посвященной особенностям регулирования труда медработников, остальное предусмотреть в специальных актах.

Ссылки на источники1.Иванова Н.А. Особенности правового регулирования труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис.. .. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 15.2.Ерохина Т. Государственноеуправление здравоохранением в Российской Федерации [Текст]: Учеб. / Т. Ерохина; под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ,2008. 606 с.3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ) // www.consultant.ru4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/5.Минаев А.В.; Кечил Д.И.; Чепунов О.И. Уголовноисполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционноиздательский отдел ТувГУ, 2014, 378 стр.6.Бархатова Т.В., Погодина И.В. Оплата труда медицинских работников: правовое регулирование и практика // Медицинское право. 2014. N 5. С. 32 36.7.Болотина М. В. Актуальные вопросы правового регулирования сферы здравоохранения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Мединцентр: [офиц.сайт].[М., 2013]. URL:http://www.medin.ru8.Минаев А.В.; Дубровский О.Н. Криминология (учебное пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011, 244 стр.9.Канунникова Л.В., Шинко О.Л. Правовые и этические основы профессиональной деятельности медицинских работников в РФ и за рубежом // Медицинское право. 2010. N 6. С. 20 24.

Комментарий к статье 350

1. Труд медицинских работников достаточно интенсивен и требует значительного физического и нервного напряжения, что обусловлено высокой ответственностью за жизнь и здоровье человека. Поэтому в трудовом законодательстве для указанной категории работников предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени. По общему правилу продолжительность рабочего времени всех без исключения медицинских работников не должна превышать 39 часов в неделю.

2. Нормы о сокращении рабочего времени для отдельных категорий работников здравоохранения установлены некоторыми специальными федеральными законами. Так, отдельным категориям медицинских работников, занятым на работах с химическим оружием, предусмотрена 24-часовая и 36-часовая рабочая неделя (в зависимости от группы работ) в соответствии со ст. 5 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием. Перечень должностей (профессий) работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с химическим оружием (ХО), предусмотренных частью второй (первая группа работ) и частью третьей (вторая группа работ) статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" утвержден Приказом Минздрава России N 386 и Российского агентства по боеприпасам N 714 от 19 декабря 2002 г. (БНА РФ. 2003. N 9). Сокращается продолжительность рабочего времени медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи в соответствии с Законом о предупреждении распространения туберкулеза, а также работникам здравоохранения, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, согласно Закону о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции.

3. Конкретная продолжительность сокращенного рабочего времени медицинских работников дифференцирована в зависимости от вида и специфики работы, от степени вредности и опасности условий, в которых она осуществляется, и определена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 757), причем в нем указаны только те работники, продолжительность рабочего времени которых составляет менее 39 часов в неделю в связи с работой в неблагоприятных условиях.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ 36-часовая рабочая неделя установлена, в частности, врачам, в т. ч. врачам - руководителям структурного подразделения (кроме врача-статистика), среднему (кроме медицинского регистратора архива, медицинского статистика) и младшему медицинскому персоналу инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов, кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов, осуществляющих работу по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных;

Врачам, в т. ч. руководителям структурного подразделения (кроме врача-статистика), среднему и младшему медицинскому персоналу лепрозориев;

Отдельным категориям медицинских работников лечебно-профилактических учреждений (больниц, центров, отделений, палат) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; врачам, в т. ч. руководителям отделения, кабинета (кроме врача-статистика), среднему (кроме медицинского регистратора архива, медицинского статистика) и младшему медицинскому персоналу психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов (в т. ч. детских), осуществляющих работу непосредственно по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных;

Старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи г. г. Москвы и Санкт-Петербурга; фельдшерам или медицинским сестрам по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, врачам-психиатрам, среднему и младшему медицинскому персоналу, занятым на работах по оказанию медицинской помощи и эвакуации граждан, страдающих психическими заболеваниями, а также среднему и младшему медицинскому персоналу, выполняющему работы непосредственно по эвакуации инфекционных больных станций (отделений) скорой медицинской помощи, станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, отделений выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц; некоторым категориям медицинских работников организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы, в т. ч. врачам-эпидемиологам, врачам-вирусологам, врачам-бактериологам, среднему и младшему медицинскому персоналу, работающим непосредственно с живыми культурами (зараженными животными), а также врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, занятым на работах в отделе особо опасных инфекций, и некоторым иным категориям медицинских работников определенных организаций и учреждений здравоохранения.

33-часовая рабочая неделя предусмотрена для врачей лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), проводящих исключительно амбулаторный прием больных, врачей и среднего медицинского персонала физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов, работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты "УКВЧ" мощностью свыше 200 Вт, врачей-стоматологов, врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-стоматологов-ортодонтов, врачей-стоматологов детских, врачей-стоматологов-терапевтов, зубных врачей, зубных техников (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача - челюстно-лицевого хирурга) стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов).

30-часовая рабочая неделя установлена врачам, в т. ч. врачам - руководителям учреждения (отделения, кабинета, лаборатории), среднему и младшему медицинскому персоналу туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений. Перечень должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, утвержден Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 (БНА РФ. 2003. N 37).

Кроме того, 30-часовая рабочая неделя предусмотрена для врачей, в т. ч. врачей - руководителей отделения, лаборатории, для среднего и младшего медицинского персонала патолого-анатомических отделений бюро (институтов), отделений, лабораторий, прозекторских, моргов, осуществляющих работу, непосредственно связанную с трупами и трупным материалом, для врачей и среднего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с рентгенодиагностикой, флюорографией, для санитарок рентгеновских, флюорографических кабинетов и установок, выполняющих не менее половины рабочего дня работу, непосредственно связанную с оказанием помощи врачу при осуществлении им работ по рентгенодиагностике, флюорографии, на рентгенотерапевтической установке с визуальным контролем и для некоторых иных категорий медицинских работников определенных организаций и учреждений здравоохранения.

24-часовая рабочая неделя предусмотрена указанным Постановлением Правительства Российской Федерации для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

4. Сокращенный рабочий день для отдельных групп работников здравоохранения, осуществляющих свою трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда, предусмотрен также Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, действующим в настоящее время в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 423 ТК. Согласно п. 9 Инструкции по применению Списка, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 и действующей в части, не противоречащей ТК, рабочее время сокращается в те дни, когда работники фактически заняты во вредных условиях труда не менее половины рабочего дня установленной Списком для данного производства, цеха, профессии или должности продолжительности. Следует особо подчеркнуть, что большинство категорий медицинских работников, указанных в Списке, включены в рассмотренное ранее Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101.

5. 6-часовой рабочий день (36 часов в неделю) и удлиненная продолжительность ежегодного отпуска (36 рабочих дней) установлена медицинским сестрам, занятым воспитанием детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 317 "О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе" (СП СССР. 1984. N 18. Ст. 103).

6. Особенности работы по совместительству медицинских работников определены в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (БНА РФ. 2003. N 51) во исполнение соответствующего поручения Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368).

Продолжительность работы по совместительству медицинских и фармацевтических работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Таким образом, при 39-часовой рабочей неделе продолжительность работы по совместительству для работников здравоохранения не может быть больше 19,5 часов в неделю, при 36-часовой рабочей неделе - 18 часов в неделю, а при 33-часовой рабочей неделе - 16,5 часов в неделю.

Для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю (т. е. для работников, которым предусмотрена 30-часовая и 24-часовая рабочая неделя), продолжительность работы по совместительству не может превышать 16 часов работы в неделю.

Для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, продолжительность работы по совместительству не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, - в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

Для младшего медицинского и фармацевтического персонала продолжительность работы по совместительству не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Указанным Постановлением определены и виды работ, которые для медицинских работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора. К их числу относятся:

А) литературная работа, в т. ч. работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

Б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

В) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

Г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

Д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

Е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования;

Ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.

Выполнение работ, указанных в подпунктах "б" - "ж" допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

7. В организациях и учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, проблема нехватки медицинских кадров стоит наиболее остро, что обусловливает необходимость установления особых правил, касающихся совместительства. Продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, не должна превышать 8 часов в день и 39 часов в неделю (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4595)).

8. Дополнительные отпуска предоставляются работникам здравоохранения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этих отпусков и условия их предоставления должны утверждаться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, что предусмотрено ст. 117 ТК. В настоящее время вплоть до принятия соответствующих перечней в силу ст. 423 ТК действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22. Перечень категорий работников здравоохранения, имеющих право на дополнительные отпуска в связи в работой в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, включен в специальный раздел Списка - раздел XL "Здравоохранение". Кроме того, отдельные группы медиков перечислены в разделе XLI "Работа с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений" и в разделе XLIII "Общие профессии всех отраслей народного хозяйства".

Продолжительность дополнительных отпусков медицинских работников, указанных в Списке, дифференцирована в зависимости от характера и сложности работы, от вредности условий труда и степени их неблагоприятного воздействия на здоровье работника. Отдельные группы работников здравоохранения пользуются правом на получение дополнительного отпуска продолжительностью 6 рабочих дней. К их числу относятся, например, некоторые работники физиотерапевтических отделений и кабинетов (врачи-физиотерапевты, младший медицинский персонал, работающие в электросветолечебных кабинетах, непосредственно занятые работой на медицинских генераторах ультравысокой частоты (УВЧ) мощностью до 200 ВТ и УКВЧ), отдельные работники стоматологических отделений и кабинетов (врачи-стоматологи, врачи-стоматологи-протезисты, врачи-стоматологи-ортодонты, зубные врачи, зубные техники, литейщики, полировщики), младший медицинский персонал кожно-венерологических учреждений, отделений, палат и кабинетов, некоторые категории врачей учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и домов отдыха (врачи-терапевты, не работающие на участке, врачи-хирурги, врачи-отоларингологи, врачи-офтальмологи и др.) и ряд иных категорий медицинских работников.

Для большинства медицинских работников, указанных в Списке, продолжительность дополнительного отпуска составляет 12 рабочих дней. В частности, дополнительный отпуск указанной продолжительностью предоставляется врачам - участковым терапевтам, врачам-педиатрам, врачам - акушерам-гинекологам стационара, врачам-гинекологам и многим другим категориям работников здравоохранения.

Для отдельных групп медиков предусмотрены дополнительные отпуска большей продолжительности. Так, дополнительные отпуска продолжительностью 18 рабочих дней предоставляются врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу физиотерапевтических отделений или кабинетов, непосредственно занятым работой на медицинских генераторах ультравысокой частоты (УВЧ) мощностью 200 ВТ и выше, лаборантам (в т. ч. врачам-лаборантам) лечебно-трудовых профилакториев для принудительного лечения лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, врачам и среднему медицинскому персоналу, работающим в барокамерах и кессонах, врачам, среднему и младшему персоналу венерологических стационаров закрытого типа, врачам-анестезиологам-реаниматологам, медицинским сестрам-анестезистам, а также врачам и среднему медицинскому персоналу (кроме врача-лаборанта, старшей медицинской сестры и лаборанта) отделений (групп) анестезиологии-реанимации и палат для реанимации и интенсивной терапии, работникам, непосредственно занятым на гамма-терапии и экспериментальном гамма-облучении в палатах по обслуживанию больных с наложенными радиоактивными препаратами и с гамма-установками, работникам, непосредственно занятым на рентгенодиагностике, флюорографии, на ротационной рентгенотерапевтической установке с визуальным контролем и некоторым иным категориям медиков.

Правом на дополнительный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня в соответствии со Списком пользуются работники клинического двора лепрозория и противолепрозного отделения, отдела, кабинета, пункта, врачи (в т. ч. руководители), средний и младший медицинский персонал, энтомологи, биологи, зоологи, виварщики отдела особо опасных инфекций, а также врачи-эпидемиологи и врачи-бактериологи (в т. ч. руководители структурных подразделений, энтомологи, средний и младший медицинский персонал, занятые непосредственной работой с живыми культурами (зараженными животными) санитарно-профилактических учреждений и санитарно-эпидемиологических отделов (отделений) больниц, работники, непосредственно занятые на гамма-терапии и экспериментальном гамма-облучении с гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях и некоторые другие группы работников здравоохранения.

Продолжительность дополнительного отпуска, составляющая 30 рабочих дней, предусмотрена Списком для врачей (в т. ч. врачей - руководителей отделений, кабинетов), кроме врача-лаборанта, среднего медицинского персонала (кроме лаборанта и медицинского статистика) и младшего медицинского персонала лечебно-трудовых профилакториев для принудительного лечения лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, врачей, среднего и младшего медицинского персонала ВТЭК для психических больных и некоторых иных категорий работников.

Работникам здравоохранения, осуществляющим трудовую деятельность в особо вредных и особо опасных условиях труда, Списком установлены дополнительные отпуска продолжительностью 36 рабочих дней. Такие отпуска предоставляются отдельным категориям работников противочумных учреждений (станций, отрядов, отделений, лабораторий, институтов), непосредственно проводящим работы или соприкасающимся с подозрительным или заведомо заразным материалом и в заразных комнатах (боксах) по особо опасным инфекциям, а также в производстве бактерийных препаратов (например, ветеринарным врачам, зоологам, энтомологам и некоторым другим).

9. Дополнительные отпуска медицинским работникам в связи с работой в неблагоприятных условиях труда предусмотрены и определенными федеральными законами. Порядок и условия их предоставления определены специальными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этих законов. Так, ст. 15 Закона о предупреждении распространения туберкулеза установлено, что медицинские работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, имеют право на дополнительный отпуск за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда. Перечень должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, утвержден Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292. Продолжительность дополнительного отпуска медицинских работников, указанных в Перечне, составляет 14 календарных дней.

10. Право на дополнительный отпуск предоставлено врачам-психиатрам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу учреждений здравоохранения, участвующим в оказании психиатрической помощи в соответствии со ст. 22 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ВВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913). Конкретная продолжительность дополнительных отпусков определена уже упоминавшимся Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Так, дополнительный отпуск продолжительностью 30 рабочих дней предусмотрен для врачей (в т. ч. для врачей - руководителей отделений или кабинетов), кроме врачей-статистиков, среднего медицинского персонала (кроме лаборанта), младшего медицинского персонала (например, для младших медицинских сестер по уходу за больными (санитарок) и некоторых иных категорий работников психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических лечебно-профилактических учреждений, отделений палат и кабинетов (в т. ч. детских), а также домов инвалидов (отделений) для психических больных.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Минтруда России от 8 июля 1993 г. N 133 "О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи" (Бюллетень Минтруда России. 1993. N 6) дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 30 рабочих дней установлен психологам и физиологам, непосредственно и полный рабочий день работающим с психически больными, врачам - руководителям (с ненормированным рабочим днем) психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических учреждений, отделений, палат и кабинетов, домов инвалидов (отделений) для психически больных и их заместителям, а также главным психиатрам органов здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи.

11. В соответствии со ст. 22 Закона о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлен ежегодный оплачиваемый отпуск 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда), что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1629). При этом следует учитывать, что с 1 января 2005 г. порядок предоставления установленных ст. 22 Закона о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции гарантий работникам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Категории работников здравоохранения, имеющие право на получение отпусков указанной продолжительности, и порядок их предоставления определены Постановлением Минтруда России от 8 августа 1996 г. N 50 "Об утверждении порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека" (БНА РФ. 1996. N 6).

12. При исчислении конкретной продолжительности дополнительных отпусков работников здравоохранения, осуществляющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда, следует учитывать норму ст. 121 ТК, согласно которой в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Таким образом, время, когда работник отсутствовал на работе по уважительным причинам (период временной нетрудоспособности, время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также выполнения женщинами других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года, время выполнения государственных и общественных обязанностей), в указанный стаж не включается.

13. В счет времени, проработанного в профессиях и должностях с вредными условиями труда, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данной профессии или должности, что предусмотрено в п. 12 Инструкции по применению Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Госкомтрудом СССР и Президиумом ВЦСПС 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 и действующей в настоящее время в части, не противоречащей ТК.

14. Если медицинский работник имеет право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, отпуск предоставляется по одному из этих оснований, что предусмотрено п. 18 Инструкции по применению Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Госкомтрудом СССР и Президиумом ВЦСПС 21 ноября 1975 г., и п. 2 примечания к Перечню должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.

15. Отдельным категориям работников здравоохранения предусмотрено предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в связи с особым характером их работы. Так, ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в определенных учреждениях здравоохранения и на территориальных участках свыше 3 лет предоставляется:

Врачам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности;

Участковым терапевтам и педиатрам территориальных участков городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи (п. 32 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения");

Среднему медицинскому персоналу выездных бригад станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19 августа 1982 г. N 773);

Старшим врачам станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи и заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, а также участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 16 октября 1986 г. N 1240).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск установлен также врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 300) за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет.

Следует пояснить, что врач общей практики (семейный врач) совмещает обязанности участкового врача-терапевта и участкового врача-педиатра и, таким образом, имеет возможность осуществлять медицинское обслуживание всех членов семьи. Соответственно, медицинская сестра врача общей практики (семейного врача) совмещает обязанности медицинской сестры терапевтического и педиатрического территориального участка.

При определении продолжительности непрерывной работы в должностях врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) для предоставления дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска засчитывается время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров территориальных участков и медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальных участков.

Критическое состояние здоровья населения Украины, сложившаяся демографическая ситуация, негативные тенденции в системе здравоохранения, не могли не сказаться на условиях труда, быта и здоровья медицинского персонала лечебных учреждений.

Труд врача является одним из наиболее сложных, характеризуется высокой психологической нагрузкой, зачастую – выраженной физической нагрузкой и является высокоответственным.

Согласно “Гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса” (1994), появление на фоне напряженной трудовой деятельности медицинского персонала двух или более вредных производственных факторов (химических, физических и др.) характеризует условия их труда как условия наиболее высокой степени опасности развития профессиональных заболеваний, роста общей хронической заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

В настоящее время структура общей заболеваемости медицинского персонала на 46% определяется болезнями органов дыхания, на 14% сердечно-сосудистыми заболеваниями, и далее следуют болезни органов пищеварения, нервной, костно-мышечной и мочеполовой систем, которые составляют 5-6% от всех заболеваний.

Доля медицинских работников, имеющих хроническую патологию по данным медицинской документации, примерно на 15-20% ниже, чем по результатам анкетирования, что свидетельствует о значительном недоучете патологии.

Профессиональная заболеваемость и заболеваемость с временной утратой трудоспособности зависит от специальности медицинского работника и влияющих на него производственных факторов.

Физические факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье медперсонала:

1. ионизирующее излучение;

2. электромагнитные излучения;

3. шум, вибрация.

Неблагоприятные факторы химической природы:

1. высокоактивные лекарственные химиопрепараты;

2. антисептики;

3. медицинские газы, лекарственные аэрозоли.

Биологические факторы:

1. микроорганизмы;

2. аллергены;

3. белково-витаминные препараты;

4. иммунологические препараты.

Неблагоприятные физиологические факторы:

1. повышенное психоэмоциональное и мышечное напряжение;

Установлено, что в каждой группе специалистов ведущее значение принадлежит! определенному фактору или их группе: у стоматологов, анестезиологов, хирургов, в частности, это воздействие химических, физических, физиологических вредных факторов. Высокая степень контакта с патогенной микрофлорой отмечается у фтизиатров, оториноларингологов.

Свыше 60% врачей считают, что их профессиональная деятельность сопровождается постоянным психоэмоциональным напряжением. Это прежде всего отмечают психиатры, хирурги и акушеры-гинекологи стационаров, врачи скорой медицинской помощи.


Таблица 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ